• ООО КБ «Финансовый капитал»


    В соответствии с пунктом 2 статьи 189.26 и статьями 189.31, 189.32, 189.35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Общество с ограниченной ответственностью коммерческий банк «Финансовый капитал» (регистрационный номер Банка России -3288, дата регистрации — 03.04.1996) приказом Банка России от 25 октября 2016 года № ОД- 3645, на основании Приказа Банка России от 25 октября 2016 года № ОД- 3646 назначена временная администрация по управлению кредитной организацией.
    В соответствии с п.12 ст.182.32 Закона о банкротстве кредиторы кредитной организации вправе предъявить свои требования к кредитной организации в любой момент в период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.
    Общество с ограниченной ответственностью «Эй Си Би Электроникс» (ООО «АСВ») 29.11.2016 г. обратилось к представителю конкурсного управляющего/ликвидатора с требованием о включении в реестр требований кредиторов Вх. №364-ВА от 29.11.2016 г. на сумму 37 612 193,24 руб. (Приложение 1).
    Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 декабря 2016 г. (дата оглашения резолютивной части) по делу №А56-76137/2016 ООО КБ «Финансовый капитал», ОГРН 1037858008506, ИНН 7831001623, адрес регистрации: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 121, лит. А, признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
    ООО «АСВ» получило 10.03.2017 г. уведомление конкурсного управляющего от 21.02.2017 г. исх. №672/1, что подтверждается распечаткой с сайта Почта России (Приложение 2).
    Согласно уведомлению в реестр требований кредиторов
    ООО «КБ «Финансовый Капитал» из 37 612 193,24 руб. включены только 4 342 863,82 руб., во включении в реестр требований кредиторов суммы 33 269 329,42 руб. отказано.
    В связи с чем ООО «АСВ» направило в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области возражения по поводу отказа.
    22.02.2017 г. на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение о проведении 15.03.2017 г. первого собрания кредиторов, в котором указана дата ознакомления с материалами для собрания кредиторов 06.03.2017.
    Ознакомившись 06.03.2017 г. с материалами, подготовленными к собранию кредиторов, заявителю стало известно из отчета конкурсного управляющего (Приложение 2), что в реестр требований кредиторов по состоянию на 01.02.2017 года заявлены требования на общую сумму 348 811 тыс.руб. Установлены и включены в реестр требований кредиторов требования 51 кредитора на общую сумму 37 838 тыс.руб., из них 32 кредитора первой очереди на сумму 28 125 тыс.руб., и 19 кредиторов третьей очереди на сумму 9 713 тыс.руб. Таким образом в реестр требований кредиторов включены требования менее 10% от всех голосующих кредиторов.
    ООО «АСВ» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о принятии обеспечительных мер, в виде обязания конкурсного управляющего в лице представителя конкурсного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов ООО «КБ «Финансовый капитал» и запрета иным лицам, участвующим в деле о банкротстве ООО «КБ «Финансовый капитал» проведения первого собрания кредиторов до рассмотрения требования ООО «АСВ».
    В удовлетворении заявления Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области оказал.
    15.03.2017 г. состоялось собрание кредиторов ООО «КБ «Финансовый Капитал».
    Повестка дня собрания:
    (1) образование комитета кредиторов Банка и определение его количественного состава; (2) рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего с информацией о финансовом состоянии Банка и его имуществе;
    (3) определение компетенции комитета кредиторов Банка;
    (4) избрание членов комитета кредиторов Банка (по предложению кредиторов);
    (5) определение срока представления конкурсным управляющим собранию (комитету) кредиторов Банка отчетов о деятельности конкурсного управляющего;
    (6) утверждение сметы планируемых расходов (затрат) на проведение мероприятий по конкурсному производству Банка на период после проведения первого собрания кредиторов;
    (7) избрание представителя собрания для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве Банка от имени собрания кредиторов.
    Вопросы повестки дня, предусмотренные п.п. 5, 6 и 7, предлагаются для рассмотрения собранием в случае, если комитет кредиторов не будет образован.
    В силу пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц. Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение двадцати дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, но не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.
    Таким образом, в предмет доказывания по рассматриваемому заявлению входит наличие следующих условий:
    — решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве;
    — решение принято с нарушением установленных Законом о банкротстве пределов компетенции собрания кредиторов.
    Собрание проведено с нарушением норм процессуального права.
    В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о банкротстве лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов.
    Положения статьи 13 Закона о банкротстве являются гарантией прав и законных интересов кредиторов на своевременное получение информации и сведений, предусмотренных Законом, в целях полной реализации своих прав в деле о банкротстве, в частности для формирования позиции по голосованию по вопросам включенным в повестку дня.

    На ознакомление представителем конкурсного управляющего Д.Г. Морсковым представлен только отчет конкурсного управляющего, без каких либо приложений:
    — реестра требований кредиторов,
    — сметы планируемых расходов (затрат) на проведение мероприятий по конкурсному производству Банка на период после проведения первого собрания кредиторов.
    В соответствии со статьей 18 Закона о банкротстве комитет кредиторов избирается собранием кредиторов из числа физических лиц по предложению конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на период проведения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства.
    При избрании комитета кредиторов конкурсный кредитор и уполномоченный орган обладают числом голосов, равным размеру его требования в рублях, умноженному на число членов комитета кредиторов. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган вправе отдать принадлежащие каждому из них голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.
    В соответствии с п. 2 статьи 18 Закона о банкротстве устанавливается порядок голосования собрания кредиторов по вопросу об определении количественного состава комитета кредиторов. Данный порядок предусматривает проведение кумулятивного голосования, по правилам которого каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов голосует по списку всех кандидатур, предложенных в комитет кредиторов. Исходя из утвержденного собранием кредиторов количества членов комитета кредиторов в его состав включаются те из кандидатур, которые наберут наибольшее количество голосов всех конкурсных кредиторов. При этом общее количество голосов, распределенных в соответствии с проведенным кумулятивным голосованием, должно составлять большинство голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, умноженному на число членов комитета кредиторов.
    Таким образом, для формирования позиции по голосованию по вопросам количественного состава комитета кредиторов, выбору членов комитета кредиторов необходима информация не только об абсолютной сумме, включенной в реестр требований кредиторов, но и об относительной доли от всех голосующих кредиторов.

    Заявление представителя конкурсного управляющего о том, что реестр требований кредиторов содержит персональные данные и поэтому не подлежит ознакомлению перед собранием кредиторов несостоятелен, ввиду того, что в соответствии с п. 7 ст. 12 Закона о банкротстве к протоколу собрания кредиторов, направляемому в Арбитражный суд, должны быть приложены копии реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов и иные документы, указанные в данной статье.
    Следовательно, каждый участник дела о банкротстве имеет право на ознакомление с материалами дела о банкротстве, и утверждение о том, что реестр требований кредиторов не подлежит ознакомлению противоречит нормам Закона о банкротстве.
    Закон о банкротстве гарантирует собранию кредиторов право на получение в установленный срок отчетов о деятельности конкурсного управляющего, информации о финансовом состоянии должника и его имуществе в ходе конкурсного производства, а также право участвовать в собрании кредиторов, контролирующим деятельность арбитражного управляющего.
    Исходя из смысла статьи 189.79 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий обязан не только указывать в отчете о результатах своей деятельности информацию, предусмотренную пунктом 2 статьи 189.79 Закона о банкротстве, а также предоставлять такую информацию по требованию кредиторов должника. Непредставление запрашиваемой кредиторами (уполномоченным органом) информации нарушает права и законные интересы кредиторов (уполномоченного органа), поскольку по смыслу статей 12, 189.79 Закона о банкротстве собрание кредиторов является высшим органом по предоставлению законных интересов конкурсных кредиторов, уполномоченных органов.
    Таким образом, само по себе представление конкурсным управляющим отчета, составленного по утвержденной форме, собранию кредиторов не исключает обязанности конкурсного управляющего по представлению информации, в том числе первичных документов, применительно к отраженным в отчете сведениям о ходе конкурсного производства, в том числе и реестра требований кредиторов.
    Непредставление реестра требований кредиторов перед собранием кредиторов нарушило права кредиторов на получение достоверной информации об их относительной доли в реестре требований кредиторов и как следствие сделало невозможным сформировать верное управленческое решение для голосования по вышеуказанным вопросам.
    В результате большинство голосов в комитете кредиторов принадлежит уполномоченному органу.
    В соответствии с письмом ФНС России от 24 февраля 2016 г. № СА-4-18/2988 «При формировании позиции уполномоченного органа по вопросу об утверждении (изменении) сметы текущих (планируемых) расходов кредитной организации на осуществление мероприятий, предусмотренных процедурой конкурсного производства, следует учитывать, в том числе положения приказа Минфина России № 56н, постановления Президиума ВАС РФ N 1324/10, письма ФНС России от 16.05.2014 № НД-4-8/9464@ «О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций», пункта 2 письма ФНС России 12.09.2011 № ЯК-4-8/14723@ «О некоторых вопросах, связанных с представлением интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве кредитных организаций» и настоящего письма.
    Обращается внимание УФНС России по субъектам Российской Федерации на необходимость:
    обеспечения контроля за полнотой и своевременностью включения в сметы текущих (планируемых) расходов кредитной организации на осуществление мероприятий, предусмотренных процедурой конкурсного производства, расходов на погашение текущих обязательств кредитной организации в части исполнения обязанности по уплате обязательных платежей;
    качественного взаимодействия с Агентством при осуществлении им функций конкурсного управляющего кредитной организацией, признанной банкротом.»
    Исходя из вышеизложенного, основными целями уполномоченного органа является содействие конкурсному управляющему в погашении текущих платежей и требований по первой очереди, в которую включено его требование.
    При этом следует обратить внимание на тот факт, что конкурсным управляющим отказано во включении в реестр требований кредиторов значительных требований кредиторов третьей очереди, которые могли оказать существенное влияние на принятие решений собранием кредиторов. При этом отказ обусловлен ничем не подтвержденным основанием.
    Как следует из открытых источников информации, «По доступным ФНС данным, расходы на привлеченных специалистов со стороны агентства (Агентства по страхованию вкладов) крайне значительны и составляют 54,6% от вырученных денежных средств от реализации имущества должников»,— заявили в пресс-службе ФНС. Там также указали, что в ряде случаев расходы на конкурсное производство превысили сумму, поступившую в конкурсную массу.»
    Таким образом, действиями конкурсного управляющего по не включению в реестр требований кредиторов, проведению собрания кредиторов до рассмотрения требований кредиторов, которые могли повлиять на решения собрания кредиторов, непредставлению для ознакомления всех материалов подготовленных для собрания кредиторов нарушает баланс интересов участников дела о банкротстве, а также лишает кредиторов прав на защиту своих интересов.